Художник центральной иконы главного военного храма: «Я учился на творениях Андрея Рублева»

Образ Спаса рисуют с благословения и в Великий пост

Завершается работа над главной иконой главного храма Вооружённых сил России, который возводится в подмосковной Кубинке. Главный храм планируют открыть к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. А центральная икона для него уже практически готова. О том, как создается Образ Спаса Нерукотворного и какая уникальная деревянная основа использовалась для иконы, рассказал «МК» главный художник Сретенских мастерских, именитый иконописец Михаил Леонтьев.

— Икона уже практически готова, — говорит Михаил Леонтьев. — Образ Спаса Нерукотворного с давних пор является покровителем русского воинства. До времен Петра I воинские знамена русской армии заменяли иконы. Они изображались на полотнах на древке и становились воинскими хоругвями.

— Частью иконы, ее основой является доска, изготовленная из лафета восьмифунтовой чугунной пушки 1710 года. (Лафет — специальная опора, на которой закрепляется ствол орудия. – «МК»). Орудие было найдено на дне Невы рядом с Домиком Петра I.

— Да. Ту же, что была тысячу лет назад. Это паволока, левкас, яичная темпера, а также сусальное золото, положенное на специальный шлифованный полимент — тонко растертую глину с клеем.

Справка МК

Паволока — наклеенный на доску льняной холст.

Левкас — особый грунт или мел, смешанный с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла.

Яичная темпера – одна из старейших водоразбавляемых красок. Готовится на основе сухих порошковых пигментов, где связующим веществом служит разбавленный водой с уксусом желток куриного яйца.

Сусальное золото – тончайшая золотая пленка.

Киот – ящик или ковчег, особый украшенный шкафчик, часто створчатый.

— Сусальным золотом покрыт нимб и фон иконы, затем нанесена орнаментальная гравировка, сделан ассист – золотые штрихи, символизирующие Божественный свет.

Чеканный, ручной работы, оклад выполняется из серебра с золочением, полудрагоценных и драгоценных камней мастерами-ювелирами.

— Она 82 на 95 сантиметров. Икона будет помещена в центр достаточно большого, выносного трехстворчатого киота.

— Она будет помещена в храме перед алтарем, и на большие праздники во время Крестного хода может выноситься на улицу.

— Когда пишешь такой образ, время останавливается. Не могу точно сказать, вся подготовительная работа началась еще зимой.

— Благословение лучше получить на любую работу такого рода. Я пишу эту икону во время Великого поста, и это помогает сосредоточиться. Иконы я пишу уже более 25 лет, а в последнее время занимаюсь также монументальной живописью, восстанавливаю и расписываю храмы.

— Я закончил художественное училище, затем ВГИК. Работал сначала художником кино, театра и телевидения. Но лет 25-28 назад осуществил свою юношескую мечту и занялся иконописью и церковным искусством. Я брал уроки, читал книги, изучал технологию, но больше всего учился в музеях и храмах с сохранившимися фресками у Преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. Все что удалось сделать за это время, получилось, конечно, с помощью Божией, чудесным и счастливым образом, я бы даже сказал.

Источник

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *