Российские истребители оснастят лазерными «Световыми мечами»

Новинка ожидается к 2035 году

Новейшие российские самолеты вооружат «лучом смерти». Сейчас лазерные системы в авиации — это в основном оружие защиты от самонаводящихся ракет. Но вскоре лазер в авиации станет оружием нападения. В истребитель 6-го поколения МиГ-41, появление которого ожидается к 2035 году, планируется интегрировать противоракетный лазер. Этот компактный бортовой прибор на большом расстоянии сможет разрушать электронные головки самонаведения ракет противника.

Лазеры на самолетах и вертолетах в качестве защитных систем пришли на смену «тепловым ловушкам». Их начали использовать в боевой авиации в 60-х годах прошлого века, когда появились переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК), стреляющие ракетами с инфракрасными головками самонаведения. Ракеты реагировали на тепло, выделяемое авиационным двигателем, и били точно в цель, что приводило к большим боевым потерям.

Для борьбы с ними специалисты предложили решение: отстрел «тепловых ловушек». Они призваны обманывать самонаводящиеся ракеты, уводя их от летательного аппарата. Этот прием очень эффективно применялся многие годы. Но теперь яркая картинка отстрела фейерверка из тепловых ловушек — это лишь атрибут украшения на авиашоу.

Современные ракеты стали намного «умней», обычной тепловой ловушкой их уже не проведешь. Они способны отличить реальную цель от ложной. В результате на авиатехнике начали применять системы лазерной защиты.

У нас в стране в 2009 году с этой целью был создан лазерный комплекс «Президент-С». Во время его испытаний по самолету, на котором он был установлен, велась стрельба из лучшего в мире ПЗРК «Игла». Все его ракеты пролетели мимо цели и самоликвидировались.

Причем в отличие от западных аналогов в российском лазерном комплексе «Президент-С» применяется многоспектральный источник лазерного излучения, который распознает рабочий диапазон самонаведения всех известных в мире типов ракет. Сегодня все воздушные аппараты, предназначенные для работы в «горячих точках», оснащаются такими комплексами активной лазерной защиты от ПЗРК.

Однако в последние годы наша оборонка активно занимается разработкой мощных лазерных систем, способных не только защищать авиатехнику, но и уничтожать самонаводящиеся боеголовки атакующих ракет противника. Такое лазерное оружие планируется устанавливать на новых боевых самолетах 6-го поколения.

О том, что в России ведется создание боевого лазерного комплекса, в своем Послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года официально объявил президент Путин. Для иллюстрации его слов были даже показаны снимки этого оружия. Правда, это был не авиационный, а наземный комплекс, укрепленный на автомобильном прицепе. Он даже еще не имел названия. Позже, когда президент предложил всем миром подумать и сообща дать названия новым образцам оружия, этот лазер получил имя «Пересвет».

Комплекс стал результатом развития тех конструкторских наработок, которые велись еще в советское время. Конструкторы давно поняли, что лазерное оружие имеет большое преимущество перед другими видами боевых систем. Прежде всего в силу своей возможности неожиданно и мгновенно (со скоростью света) атаковать противника. Кроме того, оно не требует арсеналов для хранения боеприпасов, в бою не нуждается в постоянной перезарядке.

Еще в 80-е годы прошлого века военные разработчики целого ряда стран признали, что самым удобным видом базирования лазерных комплексов может стать именно самолет-носитель. И многие страны работали над созданием такого оружия.

К примеру, в США эти разработки велись в рамках программы «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ) еще с конца 70-х годов. Разработкой противоракетного лазера занимались фирмы Boeing, Northrop Grumman и Lockheed Martin. Boeing делал авиационную платформу под лазер, Northrop Grumman — саму установку, а Lockheed Martin — подвижную турель и системы точного наведения.

В 1985 году прошли первые наземные испытания этой системы. Тогда «луч смерти» нагрел и взорвал неподвижный топливный бак на расстоянии 1 км. Это оружие состояло из инфракрасных сенсоров для обнаружения целей, системы линз для фокусировки лучей и трех лазеров — двух для «подсветки» целей и одного боевого, мощностью 1 МВт. Система испытывалась ежегодно. Однако на заявленный уровень эффективности его разработчикам выйти так и не удалось. К концу 2011 года Пентагон закрыл эту программу, на которую было потрачено $5 млрд.

В СССР тоже велись подобные работы. Причем намного более успешно. В конце 1980-х годов в Троицком институте инновационных и термоядерных исследований был создан углекислотный лазер мощностью 1 МВт. Он мог работать не только по наземной вражеской технике, но также по спутникам и баллистическим ракетам. В качестве воздушного носителя этого лазера разрабатывался самолет под индексом А-60 (А-60СЭ) на базе Ил-76.

К началу 90-х оборонка была готова приступить к производству этого нового оружия, но тут грянула перестройка. Следом развалился Советский Союз. Проблемы боевого лазера ушли далеко на задний план, и работы по нему были свернуты.

Как утверждают специалисты, США пытались купить этот практически готовый проект, и его даже чуть было им не продали, но выживший в эпоху хаоса госконцерн «Газпром» профинансировал работы по созданию гражданской версии боевого лазера под названием — мобильный лазерный технологический комплекс МЛТК-50.

В газовых скважинах его использовали во время ликвидации пожаров, для удаления нефтяной пленки с поверхности воды. Он резал корабельную сталь толщиной до 120 мм с расстояния в 30 метров, мог разделывать массив скальных пород в каменоломнях и много чего еще.

И вот наконец в 2012 году военное ведомство снова возобновило работы по созданию боевых лазеров, способных уничтожать баллистические ракеты, самолеты и спутники. Задачи, которые поставили перед разработчиками, имели самый широкий спектр: перехват скоростных воздушных целей, выведение из строя приборов наблюдения противника, противоракетная и противоспутниковая оборона.

Одновременно, как утверждают наши эксперты, было заявлено о возобновлении работ по самолету-носителю лазерного оружия, известному еще с советских времен как А-60. А также, по заявлениям специалистов, в истребитель 6-го поколения МиГ-41, выпуск которого планируется к 2035 году, должен быть интегрирован противоракетный лазер.

Одной из потенциальных целей для него должны стать американские гиперзвуковые ракеты Boeing X-51А, которые разрабатываются в Штатах в рамках концепции «Быстрого глобального удара». Эти ракеты должны достигать скорости в 7,5 тыс. км/ч. Для сравнения: МиГ-31, который считается одним из самых быстрых самолетов в мире, разгоняется до 3 тыс. км/ч.

В 2009 году состоялись первые испытания ракеты X-51А, во время которых она смогла преодолеть скорость в 5 чисел Маха (в пять раз выше скорости звука). В качестве ее носителя использовался бомбардировщик В-52. Планировалось, что на вооружение эта ракета поступит в 2017 году. Но в 2013 году ее испытания не подтвердили заявленных характеристик. X-51A смогла пролететь лишь 430 км за 6 минут, достигнув максимальной скорости в 5,1 Маха. Следующие несколько тестов также закончились неудачей. Сейчас в Пентагоне говорят, что X-51A поступит на вооружение не ранее 2020 года.

Как считают эксперты, российские разработчики лазерного оружия справятся со своей задачей быстрее. Первые боевые лазеры, по заявлению начальника Генштаба, уже поступили в войска. Пока в наземном варианте. Модификация в варианте для воздушного носителя тоже не за горами.

Источник

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *